"Е. А. Баратынский один из значительных поэтов пушкинского периода"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ческого искусства. Бытовые детали (и даже натуралистические подробности), встречающиеся в поэмах, не свидетельствуют о реалистических тенденциях в его творчестве. Романтики могли обращаться и к изображению быта, но он воспринимался как нечто низкое, противостоящее героям, никак не объясняя и не определяя их характеров. Это был всего лишь контрастный фон. Не случайно сам Баратынский назвал «Цыганку» («Наложницу») «поэмой ультраромантической». Однако- пристальный интерес автора к сложной, внутренне противоречивой психологии его героев, раскрытие двойственности человеческих чувств, диалектической борьбы «добра» и «зла» в их характерах намечают пути к психологическому реализму.
В 30-е годы усиливаются философские мотивы в лирике Баратынского, что сближало его с творчеством поэтов-«любомудров». Немецкий философ Шеллинг, на которого постоянно ориентировались «любомудры», выдвигал положение о единстве мира, о родстве жизни человека и природы. Этими идеями был увлечен и поздний Баратынский, что отчетливо выразилось в его известном стихотворении «На смерть Гете» (1832):
* «Была ему звездная книга ясна,
* И с ним говорила морская волна».
Романтики не просто приобщались к природе, они стремились как бы «слиться» с нею, погрузиться в ее внутреннюю жизнь. Баратынский одним из первых передавал в своих стихах ощущение таинственной связи человеческой души с природою. Его описание водопада, например, явно отталкивается от знаменитого стихотворения Державина «Водопад». Державин восхищен блеском, сверканием водопада, он сравнивает его с алмазной горой, жемчугом. серебром. Баратынский же, отказываясь от ярких, живописных, красочных сравнений и эпитетов, прежде всего вслушивается в тайную речь шумящего потока:
* Как очарованный стою
* Над дымной бездною твоею
* И, мнится, сердцем разумею
* Речь безглагольную твою…
* («Шуми, шуми с крутой вершины…», 1827)
Для характеристики миропонимания Баратынского 30-х годов очень важно его стихотворение «Последний поэт» («Век шествует своим путем железным…», 1835), в котором отчетливо выражено типичное для поэта-романтика неприятие идей просвещения: они ведут к промышленному прогрессу, но убивают духовность и поэзию, разрушают гармоническую цельность человека. Стихотворение это вызвало резкую критику Белинского, который считал, что Баратынский не понял требований своего времени и тем самым защищал консервативные идеи. Необходимо учитывать все же, что Баратынский одним из первых затронул вопрос о противоречии между прогрессом цивилизации и духовным обнищанием человека при капитализме. В этом конфликте поэт почувствовал трагическую сторону, придя к выводу о ненужности поэзии для поколений, которые «.промышленным заботам преданы…» . Образ железного века использовал еще Батюшков в «Видении на берегах Леты» (1809), но он еще не придавал ему обобщенно-философского звучания. Трагические же предчувствия Баратынского о судьбах искусства, культуры, его мысли о положении поэзии в «железном» мире будут подхвачены другими русскими поэтами XIX—XX веков.
Страница: 1 [ 2 ] 3