"Тема родины в поэзии Анны Ахматовой"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]
личное горе героини — арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план — как расширение личной ситуации.
Ахматова говорит от лица своих \"невольных подруг”. Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому как А. С. Пушкин в стихотворении \"Какая ночь! Мороз трескучий...\" в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплакивал гибель декабристов. Евангельский сюжет \"Распятия\" расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.
Поэма построена по образцу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. \"Requiem\" — не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народна и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сра жающейся России, Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл \"Ветер войны\" входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой — мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.
Заключительным аккордом звучит стихотворение \"Родная земля\". В нем представлены разные значения слова \"земля\". Это и грунт (\"грязь\"), и пыль (\"хрустит на зубах\"), но это и нравственная почва, и первоматерия (\"ложимся в нее и становимся ей\"). В позднем творчестве Ахматовой Родиной .становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
\"Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных\", — скажет она потом.
Когда-то \"сероглазый король\" Николай Гумилев верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое \"не от мира сего\". Но никогда ещё ни один пророк и ни один поэт не отрекался от своего языка и своего народа, несмотря на \"разоренный дом\". \"Я верна осталась/ Печальной родине моей\", — писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она нам “покаянные рубахи”, предписала \"нам со свечой идти и выть\" (\"Зачем вы отравили воду...\").
Известно, какая судьба ждет пророка в его отечестве! Даже участь блудного сына куда завиднее. Но звание Поэта обязывает..
Страница: 1 2 3 [ 4 ]