""Не с теми я, кто бросил землю..." (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой)"
Страница: 1 [ 2 ]
позднем стихотворении 1962 «Родная земля» также наблюдается расширение лирического героя до целого народа. То, что в произведении речь идет не только о личных переживаниях, а о драматическом историческом пути всего народа, подтверждают местоимения «мы» и «нас» и все глаголы во множественном числе. Так трогательно, искренне и глубоко еще не было сказано о Родине в лирике Ахматовой. Основная тема - отсутствие спекуляции на понятиях «родины» и «родной земли». Поэтесса говорит про родную землю, как простой человек. И насколько ее описание верно:
В заветных ладанках не носим на груди, // О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит, // Некажется обетованным раем...
...Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, // О ней не вспоминаем даже.
Но земля наша связана с нами другими, куда более глубокими нитями. Испокон веку на ней жили наши предки, и мы, по мнению Ахматовой, должны жить и умереть на своей земле.
...Но ложимся в нее и становимся ею, // Оттого и зовем так свободно - своею.
Ахматова не только гражданин, но и большой художник. Как добивается она такого сильного впечатления? Язык стиха прост и лаконичен. При всём лаконизме эти стихи просторны, в них есть глубина и высота, полёт духа, безупречный вкус. Прозаизмы («грязь на калошах», «хруст на зубах», «предмет купли и продажи») не упрощают стихотворение, не принижают смысла, но подчёркивают подлинность, невыдуманность изображаемого. Ахматова обыгрывает различные смысловые оттенки и многозначность понятия «родная земля»: это и земля в материалистическом понимании (почва, в которую превращается органическая материя), это и абстрактный символ родины, это земля, которую «носят в заветных ладанках» или горсть которой привозят на могилу, это то место на планете, где человек родился и где похоронены его предки.
Ахматова не могла писать в безвоздушной высоте, в чуждом ей пространстве. Чтобы создавать стихи, ей необходимо было чувство «своей земли», воздух родины. Поэтому она не уехала и разделила судьбу страны, судьбу «родной земли» со своим народом.
Страница: 1 [ 2 ]