"Русская деревня"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
у
читателей.
2. Основные произведения
2.1. “Последний поклон”
Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчёркивает биографический характер
повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не
выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.
И всё-таки “Последний поклон” не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы
объединены одной темой. Так о чём же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает
её Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком. Это природа,
суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ “Поклона” раскрывает
отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе “Зорькина песня” или детских игр в главе “Гори,
гори ясно”.
Повествование ведётся от первого лица — мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец
Вити — гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла — утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала,
как у всех остальных деревенских мальчиков — помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.
Главная героиня “Поклона” — Витькина бабушка Катерина Петровна именно потому и станет нашей общей
русской бабушкой, что соберёт в себе в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого,
наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то несловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам
светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не прикрасит, оставит и грозу характера, и
ворчливость, и непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово — Генерал). И
бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот,
оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: “Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да
кореньями спасала, и ни один не помер — тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила,
страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась — это ли не радость?” Это общая
черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо
истощается, и человек всё чаще предоставляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах “общественного
мнения”, подсчитывая страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие. В “Поклоне” же всё ещё древне-родное,
колыбельное, благодарное жизни и этим всё вокруг животворящее.
Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в литературе, например, встречается он у Горького в
“Детстве”. Его Акулина Ивановна очень похожа на Катерину Петровну Астафьева.
Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу,
так как в деревне школы не было.
И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, всё потемнело, и явилась в детстве такая
жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть “Поклона”, грозный
оборот своей судьбы, своё неизбежное “в людях”.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4