"Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871—1919)"
Страница: 1 [ 2 ]
его страх перед жизнью, душевная дряблость, презрение к людям.
Отношение Л. Андреева к Октябрьской революции было сложным. Вначале он занял враждебную позицию, белоэмигрантское окружение в Финляндии, где жил писатель, всячески подогревало его антисоветские настроения. Однако Андреев стремился разобраться в сущности Советской власти, стал внимательно следить за событиями в России, особенно после того, как ближе узнал эмиграцию и решительно порвал с нею. Однако постичь правду социалистической революции он не успел: в сентябре 1919 года Л. Андреев умер на своей даче Нейвала в Финляндии.
Так завершился путь одного из интереснейших мастеров прозы начала XX века. Шаткость и непоследовательность идейных позиций, политический индифферентизм, временами граничивший с беспринципностью, анархизм в трактовке движения истории и методов борьбы, неверие в победу добра — все это было причиной драмы Андреева как художника и человека. При всем этом не подлежит сомнению яркий талант писателя, объективное значение его произведений, хотя и можно спорить о его творческом методе, о приемах и средствах изображения. Очень сурово судивший о нем Луначарский свидетельствует, что многие современники писателя «воспринимали картины Андреева не как абсолютное осуждение жизни, а только как мрачное, но в сущности правдивое изображение того болота старой России, из которого нужно было вырваться как можно скорее». Луначарский отметил и значение творчества Л. Андреева для советской литературы:
* «У Андреева можно учиться. В самом деле, Андреев — реалист. Притом его желание всегда придать значительность и выпуклость своим образам… создает неплохую школу для наших реалистов. Беда только в том, что этот реализм у Андреева искажен… психологическим воспитанием глаза, который уже с самого начала воспринимает отрицательные моменты».
Страница: 1 [ 2 ]