"Что такое литературоведение"
Страница: 1 2 [ 3 ]
тературы, закономерность рождения идеи в борьбе различных общественных групп, классов, сословий или художественных направлений. Или закономерность индивидуальной судьбы писателя, поэта, мыслителя. Суди прошлое по его, прошлого, законам; благо же, нам эти законы яснее, чем людям давних времен. Принимай прошлое в его подлинности. Учись прошлому, и постепенно придет желанная ясность, доброе к нему отношение, уважение.
Но конкретно, в составе больших исторических закономерностей подобает нам рассматривать и себя, самих же себя. Мы не окончательны, и отнюдь не нами венчается ход истории. Пройдут годы, и явятся новые люди. Пусть они в свою очередь увидят нас такими, какими мы были; но они, естественно, отберут, воспримут в нашем наследии то, что необходимо им в первую очередь: в нас они увидят частицу себя.
Судить о прошлом исторически-конкретно — вовсе не значит, что можно как бы «заморозить» прошлое, дать ему окаменеть в нашем сознании. Нет, к прошлому надо обращаться с определенным рядом вопросов. Его надо расспрашивать так, как дети расспрашивают родителей, учителей, окружающих: не стесняясь откровенного простодушия этих вопросов, не испытывая неловкости от их простоты. Метод исследования начинается с умения ставить вопросы. И если они поставлены так, что они действительно интересны нашему времени, его социальным исканиям, его нравственности, его спорам, его образу жизни, то любое, даже самое давнее прошлое даст на них животрепещуще актуальный ответ.
Говорят, будто сейчас есть признаки утраты интереса к литературной классике, даже разрыва с нею. Никакого разрыва нет. Есть, однако, заминка, в которой виноваты мы, а не классика: возможно, что как-то утратился вкус к простоте, к непосредственности, внутреннее доверие к ним.
И понятно, отчего так случилось: высоты и зигзаги научно-технической революции, отрыв от природы с ее неисчерпаемой простотой. Мы перестали замечать изначальное: то, как сложно и неоднозначно, положим, отношение сына к отцу и отца к сыну; то, как радостен и как порой драматичен многодневный диалог учителя с учеником; то, какое влияние оказывают на жизнь каждого из нас наши многочисленные соседи — от случайных попутчиков в городском транспорте до соседа по школьной парте, до товарищей по профессии, по труду. А здесь-то в самом простом на уровне быта — и дружба, и любовь, и соперничество, и соревнование, и борьба.
Страница: 1 2 [ 3 ]