"Современная японская литература"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
Лети, журавлик» написан писателями, которые сами пережили ужасы Хиросимы, и это накладывает отпечаток на характер повествования, придает рассказам особую эмоциональную силу. Дети, в последней надежде делающие бумажных журавликов, которые по поверью должны принести счастье, погибают от лучевой болезни, не успев довести их число до магической цифры 1000; матери, гибнущие и оставляющие сирот… Каждый рассказ — трагическая судьба. Причем самые обыденные, будничные факты их жизни окрашены этой трагедией, нависшей над миллионами людей — и тех, -кто погибает, и тех, кто остается в живых. Сборник «Лети, журавлик» звучит грозным предупреждением всем, кто стремится развязать новую войну, он звучит протестом против гонки вооружений, против тех, кто ради
прибыли и сейчас производит гибельное для человечества оружие.
Долгое время официальные идеологи-литературоведы Японии представляли развитие национальной литературы как «гармоничный процесс», выражение «единства крови японской нации, игнорируя классовую борьбу в области культуры. Демократизация послевоенного японского общества, стремление писателей к художественному анализу сложного комплекса гражданских, общественных, семейных отношений подготовили почву для развития современного японского романа, пишет в своем, исследовании «Современный японский роман» К. Рехо. Его наблюдения справедливы и по отношению к детской литературе.
Сложный конгломерат семейных и общественных отношений, укоренившихся предрассудков и постепенного отказа от них, жизнь разных слоев общества в современной Японии рисует Хироси Су надо, в повести «Прощай, дорога». В ней раскрывается жизнь разных слоев японского общества. Семья Мамору, типичная средняя японская семья, с трудом сводящая концы с концами, оказывается в тягчайшем положении, когда их сына сбила машина; здесь же читатель знакомится с внуком миллионера Ескхико, которому доступно все; связующее звено между этими различными семьями — шофер такси, стремящийся показать Есихико жизнь трудового народа,— таковы герои повести. Сложные политические и социальные отношения в Японии раскрывает юному читателю -Хироси Сунада. Но за всей, казалось бы, мирной жизнью современной Японии присутствует призрак войны. Никакое прошлое не остановит миллионера, который сегодня на своих заводах производит красивые легковые машины, переоборудовать при первой же возможности все производство на военные нужды, лишь бы это приносило доходы. Бездушный мир капитала готов ввергнуть народ в новую войну, и нет ему никакого дела до «маленьких» людей, их забот, стремлений, их жизни. Они живут в разных измерениях — таково «процветающее» современное общество Японии, достигшее большого технического прогресса.
И хотя книга не посвящена непосредственно трагедии атомной катастрофы, она направлена против новой милитаризации страны, против тех, кто склонен быстро-забывать прошлое во имя корыстных интересов сегодняшнего дня. Смысл существования человека, по мнению многих современных японских писателей, выявляется вмомент его творческой активности.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4