"Словацкая детская литература"
Страница: 1 [ 2 ]
язык, но для национальной словацкой детской литература их книги не только историческая ступень в развитии, но и живой сегодняшний день. Л. Подъяворинская известна как автор стихов
и прозы, причем в ее творчестве значительную роль сыграла традиция народной повести, которой всегда присущи простота изложения, нравственные поучения и занимательный сюжет. II стихах и драматургических произведениях Разусовой-Мар-тиковой сильнее традиция народной поэзии, как в самой поэтике, так и в содержании. В словацком литературоведении отмечается, что эти поэтессы положили начало национальной художественной детской литературе.
Полноправной частью «большой» литературы детские книги становятся уже в 30-х годах. Прежде всего, это сказалось в актуальной тематике, когда в книгах для детей стали рассматриваться социальные проблемы, а литература развиваться в реалистическом русле. Это направление ярко выражено в творчестве Ф. Краля. Краль посвятил все свое творчество борьбе за осуществление коммунистических идеалов. Его стихи, романы, повести, написанные в довоенные годы, проникнуты огромной разоблачительной силой. В этом же ключе решаются важнейшие проблемы времени и в его повестях для детей: «Дети Ченковой» (1932) и «Яно» (1931). Картины страшной нищеты народа как в городе, так и в деревне, темнота, неграмотность, которые доводят до отчаяния, гнев писателя по отношению к помещикам и фабрикантам — вот основные черты этих повестей. В противовес буржуазным нормам морали, которые гласили: «не укради», «не убий» и т. д., Краль показывает, что преступить эти нормы принуждает бедняка сама ЖИЗНЬ. Умирающий с голода Яно крадет сыр для своей сестренки («Яно»), мать вынуждена продавать детей, так как не может ни накормить их, ни обеспечить кровом («Дети Ченковой»). Эта жестокая правда, правда о мире, устроенном несправедливо, становится центральной темой творчества Ф. Краля. В голосе’ писателя мы слышим ноты, призывающие уничтожить несправедливость, «сломать» моральные нормы, направленные лишь на охрану буржуазной собственности, обратить свою ненависть против тех, кто крадет труд, жизнь, здоровье миллионов угнетенных людей.
Книги Ф. Краля для детей в 30-е годы подвергались бешеным нападкам со стороны буржуазной критики. Не в силах отрицать правдивости нарисованных картин жизни словацкого народа, критики обвиняли писателя в том, что он разжигает ненависть в ребенке, еще не способном объективно оценить действительность, наполняет душу ребенка ядом мстительности, вместо того чтобы воспитывать любовь к ближнему, что его произведения художественно слабы. Эти обвинения были необоснованны. Критика в коммунистической прессе чрезвычайно высоко оценивала книги Франьё Краля. Фучик, например, писал, что это честные произведения, дающие истинное представление о современности, воспитывающие борцов.
Страница: 1 [ 2 ]