"Проблема нравственной свободы в современной прозе"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ввиду, что оно осталось незавершенным. Лев Толстой писал о своей эпопее: это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, это то, что хотел выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Думается, и Шолохов, и Гроссман могли бы подписаться под этими словами.
Осью повествования романа \"Жизнь и судьба\" являются события под Сталинградом. Но писатель смело проникает и в Москву, и в другие города, и в фашистский концлагерь, и в застенки бериевских палачей, совершает путешествия во времени. Может быть, главное в романе- это раздумья автора (и читателя) о свободе и ее роли для народа в целом и для каждого человека в отдельности. Степень нравственной свободы не зависит от положения человека в обществе. Заключенный может быть более свободным, чем палач, лишенный нравственности. Люди, ослепленные идеей, ради которой совершаются преступления, так же не свободны, как и палачи.
Как ни странно, но самый свободный человек в романе - \"управдом\" Греков, окруженный со своим небольшим гарнизоном в доме \"шесть дробь один\". Когда отряд посетил с \"проверкой\" политрук Сошкин, возмущению его не было предела. Особенно непростительным казалось то, что солдаты говорили командиру \"ты\" и звали \"Ваней\". Сошкин делает вывод: \" не воинское подразделение, а какая-то Парижская коммуна\". Даже Парижская коммуна ему, коммунисту, кажется опасной! Настолько руководители привыкли считать, что людьми можно распоряжаться как угодно. Донесение политрука пошло по инстанциям, вызывая гнев все более высокого начальства. Люди- винтики, вот философия таких, как Сошкин. Сам он тоже винтик, только побольше. Разве можно наз-
вать такого свободным?
Греков же считает, что \"нельзя человеком руководить, как овцой\". Его авторитет основан не только на звании, но прежде всего на опыте, уме, храбрости.
Сталин и командование в период отступления летом 1942 года издавали жестокие приказы, оправдывая собственные ошибки. Но не расстрелами и заградотрядами была выиграна война. \"Управдом\" Греков на примере своего дома показывает, что можно воевать по-другому. Его бойцы видят свою цель в том, чтобы бить и бить фашистов, хотя и знают, что из дома им не выбраться. Сам командир не желает отвлекаться на пустые дела, отказывается делать ежедневные пространные отчеты. Да, в гарнизоне Грекова появились освобожденные люди, там царит дух подлинно дружеской ответственности друг за друга, готовность принять удар атак на себя.
Как цветок иногда вырастает среди камней, так среди боев расцветает молодая любовь Сережи Шапошникова и радистки Кати Венгровой. Греков сам \"положил глаз\" на Катю, но, заметив их отношения, совершает благороднейший поступок- отправляет влюб-
ленных из обреченного дома. Кажется и нам, как Сереже, что смотрят на нас \"прекрасные, человечные, умные и грустные глаза\" командира. Мы верим словам Грекова, что он хочет свободы и воюет занее.
Страница: 1 [ 2 ] 3