Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Пригородный поезд дальнего следования (\"Москва-Петушки\" В.Ерофеева)"

"Пригородный поезд дальнего следования (\"Москва-Петушки\" В.Ерофеева)"

Свободная тема - все сочинения

Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

мированный его пьяным сознанием \\"гротескный\\" мир подмосковной электрички, где царит карнавальная вольность, подчиняющая себе даже представителя власти контролера Семеныча. Раблезианские масштабы питейных подвигов персонажей, их дикие рассказы о \\"любви\\", почти ритуальное сквернословие и постоянное обыгрывание идеологических штампов создают на страницах поэмы стихию свободного и связанного с “неофициальной народной правдой” смеха, которую так выразительно описал Бахтин.
В одном из телеинтервью Венедикт Ерофеев назвал \\"Москву —Петушки\\" \\"очень русской книгой\\" и в то же время затруднился указать на ее непосредственные источники в отечественной словесности. Тем не менее такие источники существуют, и в первую очередь это, конечно, \\"Путешествие\\" Радищева. И дело здесь не в чисто композиционном принципе членения повествования на главы, условно соответствующие проезжаемым отрезкам пути. Этот прием у обоих писателей восходит к \\"Сентиментальному путешествию\\" Л. Стерна. Куда важнее то, что действие \\"Москвы — Петушков\\" разыгрывается в смысловом поле двух классических радищевских цитат.
Первая из них — хрестоматийная строка \\"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайя” — стих Тредиаковского, переделанный Радищевым и вынесенный им в эпиграф к \\"Путешествию из Петербурга в Москву. Образ радищевского \\"чудища\\" возникает уже в первых фразах \\"Москвы — Петушков\\" в рассказе Венички о некой фатальной закономерности его московских блужданий: \\"Все говорят “Кремль! Кремль! Ото всех я слышу про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало — и ни разу не видел Кремля”. Прекраснодушный Веничка полагает, что овладевшая им мистика алкоголя гарантирует его от столкновения с главным символом государственной мощи. Он, однако, жестоко заблуждается.
Как понятно уже из заглавия книги, цель путешествия героя — Петушки, подмосковная станция, где его ждет возлюбленная. Это одновременно Эдем художественного пространства поэмы, \\"место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью; где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин\\". Но попасть туда Веничке не суждено — проспав спьяну нужную станцию, он, не зная того, возвращается в Москву, где в ночи спасаясь от гонящихся за ним убийц, случайно выбегает на Красную площадь и впервые в жизни видит Кремлевскую стену, чтобы через несколько минут принять мученическую смерть в темном парадном.
Карнавальное, или алкогольное, преодоление действительности оказывается обманчивым. Не случайно в композиционном центре поэмы в Орехове-Зуеве описывается сон героя (вспомним \\"Спасскую Полесть\\" Радищева), в котором победоносная революция, овладевающая всеми винными магазинами района, погибает оттого, что на нее решительно никто не обращает ни малейшею внимания.


Страница: 1  [ 2 ]  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz