"Петербург в русской классической поэзии"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
у, люблю его какою-то странною любовью за многое даже такое, за что бы нечего любить его”.
Следующее поколение писателей — шестидесятников — не осталось неравнодушными к петербургской теме. К ней обращались Д.Минаев, П.Вейнберг, В.Курочкин.
Но главные открытия здесь связаны с творчеством Николая Некрасова. В его стихах мы находим противопоставление “Петербург — провинция”, и оба эти мира губительны для молодых, талантливых сил. Герой поэмы “Несчастные” связан с обоими мирами.
...Воображенье
К столице юношу манит,
Там слава, там простор, движенье...
Но Петербург, каким он показан у Некрасова, “город роковой”, жестокий и беспощадный.
Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты,
Как из машины винт негодный,
Быть может, будешь брошен ты?
Некрасов часто описывает как бы случайные детали и эпизоды городской жизни, но в них проявляются социальные драмы, угадывается трагическая суть жизни. Наиболее ярко этот принцип проявляется в стихотворении “Утро”: “на позорную площадь кого-то провезли”, “проститутка домой на рассвете поспешает”, “офицеры... скачут за город; будет дуэль”, “торгаши просыпаются”.
В 50-е годы жизнь бедняков стала ходовой в литературе, произошла девальвация темы. Сам Некрасов в цикле “О погоде” заявил, что эта тема себя исчерпала. Он предлагает отказаться от гуманизма “на словах” в пользу гуманизма поступка.
Петербург конца XIX века — это большой капиталистический город, меняются его архитектура, стиль и ритм жизни. Для писателей и поэтов этой поры громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским: “самый фантастический”, “самый отвлеченный и умышленный город”. Герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая может быть и разрешит их проблемы и прояснит самое главное в их жизни. Александр Блок написал в поэме “Возмездие”:
Кончался век, не разрешив
Своих мучительных загадок.
Стремлением разрешить эти загадки и объясняется тот интерес к петербургской теме, который проявился в начале XX века. К тому же в 1903 году отмечался двухсотлетний юбилей города. Интерес к истории Петербурга пробуждал своей деятельностью новый журнал “Мир искусства”. Любовь к старому Петербургу воспитывали в людях той эпохи работы художников Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и др. Но чисто эстетическое отношение к Петербургу не могло возобладать тогда в литературе. Иннокентий Анненский объяснил это так. “Петра творенье” стало уже легендой, прекрасной легендой... Теперь нам грезятся новые символы, нас осаждают другие волнения, потому что мы прошли сквозь Гоголя и нас пытали Достоевским”.
Дмитрий Мережковский и Андрей Белый заговорили о “проклятой ошибке” в жизни страны. Вина при этом возлагалась на Петра. Но был в среде символистов и другой вариант толкования вины Петербурга: Петр не доделал своего дела, Россия не пошла по пути царя-преобразователя. У того же Иннокентия Анненского это сформулировано так:Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4