"Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.)"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ся «свободой, простором, ветром в поле». Здесь герои как бы на равных перед читателем.
Но постепенно отношение к героям начинает меняться. Мысли Рыбака о том, что «страх за свою жизнь – первый шаг
на пути к растерянности», оказались пророческими. Рыбак принес раненого Сотникова в сельскую избу, и здесь бывший
старшина в ожидании хозяйки испытывает нравственное раздвоение: «В нем росла злость, хотя злиться вроде и не было на
кого. За время службы в армии в нем появилось пренебрежительное чувство к слабым, болезненным». Но мы по-прежнему еще
верим поступкам Рыбака, а не его мыслям. Хотя постепенно его отчаянное желание выручить Сотникова вытесняется мыслью о
том, что смерть его была бы кстати – развязала бы руки, убрала свидетеля с его глупыми принципами.
Сотников же приходит к пониманию, что «надо собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть:
«Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». Это понимание
приходит к нему после их ареста полицаями, во время ожидания приговора. Наверное, автор в какой-то степени хотел
провести параллель между Сотниковым и Христом. Если один восходил на Голгофу, чтобы быть распятым, то другой поднимался
на виселицу. И последние мысли бывшего комбата перекликаются с заповедью Христа: «Не бойтесь тех, кто способен убить.
Ведь они могут убить только тело, а души погубить они не могут». Это желание В. Быкова опереться на библейские заповеди
проскальзывает и в середине повести, когда герои находились в хате старосты и Рыбак видит черную обложку библии.
В конце концов, слишком принципиален и непонятен становится Сотников для Рыбака. И он, уже став полицаем и получив в
качестве награды за измену Родине свою жизнь ( «тридцать сребреников Иуды»), мысленно торопит смерть
товарища. Дабы ничто больше не напоминало, что есть в мире незыблемые нравственные законы. За мгновение до гибели
Сотникова Рыбак просит у него прощение:
- Прости, брат!
- Пошел к черту, - коротко бросил Сотников.
И даже в этой фразе – намек на ад, в котором будет мучиться душа предателя.
Конечно, идеальность всегда требовательна, но в нравственных идеалах заключен вечный свет, как бы они ни были
труднодостижимы. Поведение Сотникова подтверждает, что нравственный порядок в мире неизменен.
И все же, в качестве послесловия, хотелось бы добавить, что слишком «книжным», как мне кажется, получается образ
Сотникова. Потому и хочется воскликнуть: «Не верю!». По сути, идеальный Сотников волей-неволей виноват в гибели
многодетной матери Демчихи, «библейского» старосты. Да и «заблудшей» овцы Рыбака.
Не выполнен и приказ командира. В лесу умирают от голода партизаны.
Задумываясь над превратностями творческой судьбы самого автора, невольно приходишь к выводу, что самому В.
Быкову ближе по духу именно Рыбак. Переживания его и поступки выписаны более правдоподобно, будто автор исследовал
потаенные уголки именно своей души. И напротив, мысли Сотникова, изложенные писателем, звучат как пропагандистский
штамп: «Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто
измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага…».
Страница: 1 [ 2 ] 3