""Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным""
Страница: 1 [ 2 ]
ом
Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки» Он называет искусство чепухой, романтическим бредом Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству Базаров - материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля Он - сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи «строения одинаковы и люди одинаковы» Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы Базаров - атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать
Наблюдается и разное отношение двух поколений и культур к любви и женщинам В жизни дворян любовь занимала, чуть ли не главное место, о чем свидетельствует судьба Павла Петровича Кирсанова Базаров же высмеивает «стареньких романтиков» за их преувеличенное внимание к любовным вопросам Но Тургенев доказывает неправоту Базарова, заставив его самого полюбить
Конфликт двух поколений видно также на примере взаимоотношений Базарова с родителями На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на смене эпох, конфликт между добрыми и честными родителями и сыновьями-отрицателями, которые идут по своей дороге не потому, что у них есть личное негодование против родителей, а потому, что они более чутки к требованиям жизни Базаров не хочет жить как его родители, а они не могут понять его смутную душу Отсюда и трагедия между «отцами и детьми» Базаров любит своих родителей и страдает оттого, что между ними нет взаимопонимания Это конфликт, который можно и нужно сгладить, но нельзя снять В своем доме Базаров постоянно молчит, не зная, как сообщить о своем отъезде из дома Он безжалостно давит в себе сыновнюю любовь Его равнодушие к родителям говорит о духовном опустошении, в результате Базаров бежит от родительской любви При этом автор подчеркивает противоестественность такого поступка по отношению к родным Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой
Таким образом, перед нами роман, в котором столкновением двух поколений испытываются новые духовные возможности дворянской интеллигенции и новых людей Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени молодого, незнакомого»
Страница: 1 [ 2 ]