""Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...""
Страница: 1 [ 2 ]
бый герой, но уже способный к сопротивлению в процессе «прозрения» Однако его бунтарство основывается на совсем иных, чем у Шурочки, стремлениях и идеалах Он вступил в жизнь с ощущением несправедливости к нему судьбы мечтал о блестящей карьере, в мечтах видел себя героем, но реальная жизнь разрушила эти иллюзии Таким образом, Куприн ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия, активного проявления своего отношения к окружающему, поиску настоящего, а не мнимого идеала Видя, как рушатся его романтические представления о жизни, Ромашов ощущает и собственное падение В результате его «прозрения» мучительно ломаются старые наивные нравственные идеалы героя Он приходит к выводу о необходимости сопротивления среде В этой ситуации сказывается уже новый взгляд Куприна на отношения героя к среде Если положительный герой его ранних рассказов лишен активности, а «естественный человек» всегда терпел поражение в столкновении со средой, то в «Поединке» показано растущее активное сопротивление человека социальной и нравственной бесчеловечности Надвигающаяся революция вызывала общественное пробуждение сознания русского человека Эти процессы общественного роста личности, перестройки социальной психологии человека демократической среды объективно отразились в произведении Куприна Характерно, что духовный перелом Ромашова наступает после встречи его с солдатом Хлебниковым Доведенный до отчаяния издевательствами со стороны фельдфебеля и офицеров, Хлебников готов на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни Ромашов потрясен силой его страданий Увидев в солдате человека, он начинает думать не только о собственной, но и о народной судьбе В солдатах он усматривает те высокие нравственные качества, которые утрачены в офицерской среде Ромашов как бы с их точки зрения начинает оценивать окружающее Меняются и характеристики народной массы Если в «Молохе» Куприн рисует людей из народа как некий безликий фон, то в «Поединке» характеры солдат четко дифференцированы, раскрывают различные грани народного сознания
Страница: 1 [ 2 ]