Свободная тема "Сочинение по картине" - сочинение "Перед картиной В.Сурикова «Боярыня Морозова»"
Страница: [ 1 ] 2Вдруг синеву морозную
Пронзили два перста.
Боярыня Морозова,
Как верой ты чиста!
Глаза твои запавшие
Да иссушенный лик,
Да сани тело павшее…
Но дух-то твой велик.
Дубовой хлопнув дверкою
(От веры, не со зла),
Ушла ты староверкою,
Не сломленной ушла.
С. Соколов. 1998 год.
Одна из лучших картин В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям 17 века. В то время русская православная церковь переживала не лучшие времена: много людей было против реформ патриарха Никона; одной из них, старообрядцев, и была боярыня Морозова. На картине изображён день её ареста. По улицам златоглавой Москвы везут закованную в цепи Морозову. Процессия с трудом пробирается сквозь любопытствующий народ. Толпа многолика: боярыни и купцы, юродивый, нищенка, монашка, иноземцы… На лице каждого Суриков изобразил разные эмоции и чувства, каждый по-своему воспринимает это событие. Вот юная монахиня, выглядывающая из-за спины девушки. Ей очень любопытно, но тем не менее страшно – возможно, она тоже староверка, но, скорее всего, ей всё равно, кто победит, - выигравшего она признает правым. На мой взгляд, её испуг относится и к самой Морозовой, и к своей собственной судьбе.
Девушка в оранжевом платке, из-за спины которой выглядывает монахиня, стоит с низко опущенной головой и скорбит об участии увозимой, её лицо измождено и бледно, наверное, она всей душой с Морозовой, но не готова к таким жертвам, как опальная боярыня. Рядом – женщина в голубом платке с цветами; она очень встревожена, её глаза широко раскрыты, а руки сведены на груди – она ещё молода и потрясена искренне, и не только видом и поступком той, которую везут, но и самой процессией, её торжественностью и ужасом. Молодая горожанка в кремовом платке и коричневом полушубке, тепло укутанная от мороза, стоит с почти равнодушным, пустым взглядом, ясно давая понять, что пришла сюда только потому, что пришли все.
Сочувствие и злорадная насмешка, страх и надежда, любовь и протест… Но, несмотря на многообразие толпы, все равно создается ощущение её единства. Справа, сопровождаемая стрельцом, идёт сестра заключённой – княгиня Евдокия Урусова. Заломив белые как снег руки, она устремлена вслед Морозовой, будто хочет остановить, удержать эти страшные сани, уносящие «преступницу» в небытие, она готова разделить с ней все беды и невзгоды. Она смотрит на арестованную, как в зеркало, и знает, что все это её ждёт впереди, ведь она тоже не собирается отказываться от своей веры.
На заднем плане - голубоватый туман мороза, светлые и в то же время яркие и праздничные купола церквей, а на переднем – ослепительно-белый снег. А между ними, как пропасть, темные, некрасочные тона одежд граждан. И черное пятно посреди картины – раскольница, староверка, не сломленная духом. Высоко вскинула Морозова закованную тяжёлой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстье, - символ старой веры, за которую она и страдает.
Страница: [ 1 ] 2