Свободная тема "Слово о полку Игореве" - сочинение "Политические идеи автора "Слова о полку Игореве""
Страница: [ 1 ] 2О древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» стало известно лишь в начале 90-х годов XVIII столетия, когда знаток русской древности А. И. Мусин-Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этом сборнике среди других текстов он обнаружил чудесный памятник древнерусской литературы, вызвавший необыкновенный интерес среди историков, лингвистов и литературоведов.
В «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется «героический дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга». Автор «Слова» призывает русских князей к единению перед нашествием татаро-монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем сможет дать могучий отпор врагу.
Неизвестный автор поэмы — человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной формой и идейной цели направленностью. Автор не ставил себе четко отобразить факты истории, и этим его произведение отличается от летописей. Через литературные образы он передал переживания и мироощущение людей своего времени, с целью воздействия на читателя (слушателя). Сам автор, назвал свое творение «словом». Так называли свои произведения его современники — представители ораторского искусства, но жанр «Слова» не может быть определен однозначно, и в этом заключается еще одна его художественная особенность — оно отображает сразу несколько образцов жанров художественного искусства.
Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно-исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим — «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Автор «Слова», наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево-печерский игумен Феодосии, автор «Слова о законе» митрополит Илларион (его сместили), летописец Никон (его вынудили бежать в Тмутаракань). В последующие века автора «Моления» Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за «великие на царский дом хулы». Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть «что-то предвещающее властные и гневные об-Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом,более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д.
Страница: [ 1 ] 2