"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная"
Страница: [ 1 ] 2
Прежде чем начать писать, я задаю себетри вопроса: что хочу написать, как написатьи для чего написать. А.М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий- ную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью пол- ностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились на его творчестве. В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М.Горького. Ранние его произведения- романти- ческие песни и легенды- составляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Это- подлинное искусство- возвышенный слог и сказочная метафоричность "Песен" о Соколе И Буревестни- ке. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как, например, "Безумство храбрых- вот мудрость жизни!", "Рожденный ползать- летать не может!" и другие. Легенды о Ларре и о Дан- ко, взятые отдельно, являются замечательными образцами роман- тической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном произведении - "Старуха Изергиль", героиня которого тоже, ка- жется, взята из легенды. Роман "Мать" долгое время считался центральной книгой писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно. Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направлен- ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький - выдающийся писатель. Страницы, посвященные пере- живаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатле- ние. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о нена- висти революционеров к правительству, удивляешься мягкости об- ращения с ними. В "тесной" тюрьме сидят в камерах всего по трое- четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные карти- ны сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших лагерях... И как подумаешь, что к этому привели страну такие, как Павел Власов... Но самое главное, что делает роман "Мать" неприемлемым для нас ( как и поэмы Маяковского,и "Поднятую целину" ),-это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бо- роться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский Сатин (пьеса "На дне" ) или Челкаш (рассказ "Челкаш"), было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых ("Дело Арта- моновых", "Фома Гордеев"). А именно это и случилось. После романа "Мать" писатель создал еще немало выдающихся произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудни- чество с новой властью немало повредило ему.
Страница: [ 1 ] 2