"Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина"
Страница: [ 1 ] 2
Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении “Деревня”, где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении “Осень”, где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных. ..”, где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении “К морю”, где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Любовная тема в стихотворении “Зимнее утро” тесно переплетается с картинами русской природы. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен.
В стихотворении “Деревня” пейзаж играет очень большую роль. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и “темный сад с его прохладой и цветами”, и “луг, уставленный душистыми скирдами”. “Мирный шум дубков” и “тишина полей” создают творческую атмосферу. Картины “лазурных равнин” озер, белеющий иногда “парус рыбаря” — ничто, как кажется, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о “рабстве тощем”, “диком барстве”. Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство!
Стихотворение “К морю” — и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, “свободной стихии”, — это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Читая это стихотворение, не только видишь “волны голубые”, блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связанные с ним ассоциации способствуют раскрытию внутреннего мира поэта.
Казалось бы, “Осень” — один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую прелесть русской природы.
Страница: [ 1 ] 2