Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Петербург в творчестве Пушкина"

"Петербург в творчестве Пушкина"

Пушкин - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

Ландшафт Невского устья, где мы допустили небольшие сокращения, увиден глазами Петра – но сначала он подан как внешняя картина, вызывающая к жизни «великие думы», а затем содержание дум раскрывается:

* И думал он:
* Отсель грозить мы будем шведу.
* Здесь будет город заложен
* Назло надменному соседу.
* Природой здесь нам суждено
* В Европу прорубить окно,
* Ногою твердой стать при море;
* Сюда по новым им волнам
* Все флаги в гости будут к нам –
* И запируем на просторе.

Все перечисленные одна за другой «думы» сливаются в картину необъятного пространства, образованного как бы взрывом сжатой внутренней энергии. То, что было точкой, распространилось на все, непрерывно расширяясь. В динамическом пространстве возникают противонаправленные, но благие силы: корабли, плывущие «по новым им волнам». «Простор» пульсирует. Пространство, видимое глазами Петра, ушло внутрь, поменялось местами с новым, а то, что было внутри, в «думах», охватило колоссальный объем.

В центральной части вступления все, задуманное Петром, осуществилось:

…ныне там,

* По оживленным берегам,
* Громады стройные теснятся
* Дворцов и башен
* В гранит оделася Нева;
* Мосты повисли над водами;
* Темно-зелеными садами
* Ее покрылись острова и т. д.

Перед нами преображенное пространство первой части, панорама города, предстающая в самом общем виде и снова с внешней точки зрения. Однако после строки «Люблю тебя, Петра творенье» возникает более крупный план, детали, события, а главное – картина Петербурга переводится в личный план, наполняется собственными переживаниями автора. Поется гимн прекрасному городу, и пространство окрашивается изнутри, из этой поющей души – мы снова на внутренней точке зрения. Так и в первом случае: описание сменяется переживанием, поэтическое пространство колеблется, масштабы меняются.

Наконец, третья часть вступления, где ликующая тональность оды поднимается до своих высот:

* Красуйся, град Петров, и стой
* Неколебимо, как Россия,
* Да умирится же с тобой
* И побежденная стихия…



Здесь пространство остается лирически-внутренним, но оно в то же время овнешнено государственной темой, аллегориями и олицетворениями. Когда звучит окончание вступления:

* Была ужасная пора,
* Об ней свежо воспоминанье…
* Об ней, друзья мои, для вас
* Начну свое повествованье.
* Печален будет мой рассказ –

то переключение происходит во внутреннем пространстве, точка зрения передвигается из одной стилистической сферы в другую, из гимна в «повесть». Но переключение столь резко, контраст так неожидан, что по аналогии, по инерции прежних пространственных колебаний мы воспринимаем его как переворот внешнего во внутреннее. Трижды повторенный, один и тот же инверсивный ход, хотя и варьированный, стилистически вводит главный конфликт поэмы: столкновение государственного и личного начала, которое в более общем виде может быть понято как столкновение внешнего и внутреннего, великого и малого, которые обмениваются ценностными знаками.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz