Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Парадоксальная черта в творчестве Пушкина"

"Парадоксальная черта в творчестве Пушкина"

Пушкин - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

У стихотворения есть одна парадоксальная черта. Написанное словами, отобранными в «школе гармонической точности», вознесенное над житейскими реалиями, опрозраченное душевным порывом, оно не невесомо и бесплотно, но, напротив, предметно-пластически осязаемо, так что вспоминается Белинский, написавший о стихе Батюшкова, что хочется «ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эта рельефность самого стиха порождается, на наш взгляд, устойчивыми риторическими фигурами – повторами синтаксических форм, всем построением из речевых «кирпичиков», оплотненных и звучных. Да и отношения симметрии и асимметрии, инверсивные узоры и многое другое играют в «пластике» стихотворения далеко не последнюю роль.

В связи с этим надо хотя бы коснуться интертекстуальности, формирующей, так сказать, «телесность» поэзии, ее эстетически-чувственную реальность. Так, экономность, осязаемость и партитурность рифмической картины «К***» связывает стихотворение со старофранцузской традицией, и нет никакой необходимости утверждать, что от рассмотрения формальной стороны вещи «пропадает живое, жизненное впечатление».

Столь же важно уследить, как интертекстуальные потоки перетекают в позднейшие поэтические предметы, а затем возвращаются вспять к ранним. Нам посчастливилось заметить, как перекрестно-кольцевая композиция «К***» (наш последний вариант) отпечатала свой рисунок на стихотворении Тютчева «Я помню время золотое…», написанном в подсознательном соперничестве с Пушкиным ради преодоления «страха влияния». А ведь «Время золотое» совершенно не совпадает с «Чудным мгновеньем» ни в миросозерцании, ни в поэтике.

* I (1) Я помню время золотое,
* (2) Я помню сердцу милый край.
* (3) День вечерел; мы были двое;
* (4) Внизу, в тени, шумел Дунай.



* II (5) И на холму, там, где, белея,
* Руина замка в дол глядит,
o
+
#
* (7) Стояла ты, младая фея,
* На мшистый опершись гранит,



* III (9) Ногой младенческой касаясь
o
+
# (10) Обломков груды вековой;
# (11) И солнце медлило, прощаясь
* С холмом, и замком, и тобой.



* IV (13) И ветер тихий мимолетом
* Твоей одеждою играл
o
+
#
* (15) И с диких яблонь цвет за цветом
* На плечи юные свевал.



* V (17) Ты беззаботно вдаль глядела…
* Край неба дымно гас в лучах;
o
+
#
* (19) День догорал; звучнее пела
* Река в померкших берегах.
* VI (21) И ты с веселостью беспечной
* Счастливый провожала день;
o
+
# * (23) И сладко жизни быстротечной
* (24) Над нами пролетала тень.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz