"ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА"
Страница: [ 1 ] 2 3
В сороковые
годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
написан цикл статей \"Сочинения
Александра Пушкина\", состоящий из
одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
лирике Пушкина.
\"Тайна
пушкинского стиха была заключена в тайне
поэзии\" (В. Г. Белинский), поэзии жизни \"он
созерцал природу и действительность под
особенным углом зрения, и этот угол был
исключительно поэтический\" (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении \"Муза\" (1821 г.):
В
младенчестве моем она меня любила
И
семиствольную цевницу мне вручила...
...Уже
наигрывал я слабыми перстами
И гимны
важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов. –
Взгляд
Пушкина полон поэзии:
Среди
зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней
заре я видел Нереиду.
\"Нереида\"
(1820 г.)
Упоение,
очарование поэта жизнью подчеркивается
использованием им античных образов: муз,
нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух
античности.
Пережив
духовный \"кризис\", Пушкин обращается к
образам библейской мифологии: вместо поэта
- пророк, вместо музы -посланник бога,
шестикрылый Серафим. А стихотворении \"Пророк\"
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:
Отверзи
вещие зеницы,
Как у
напутанной орлицы...
Моих ушей
коснулся он, -
И их
наполнил шум и звон:
И внял я
неба содроганье,
И горний
ангелов полет,
И дальней
лозы прозябанье...
Пророк
получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
языка -\"жало мудрыя змеи\", вместо
трепетного сердца - \"угль, пылающий огнем\".
В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою \"божественную
волю\". Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению
своей миссии.
Пушкин умел
видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:
.. .печаль
минувших дней
В моей душе
чем старе, тем сильней.
Мой путь
уныл сулит мне труд и горе
Грядущего
волнуемое море.
Он умел
искать и находить источники оптимизма в
реальной жизни:
...Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне
будут наслажденья
Меж
горестей, забот и треволненья:
Порой опять
гармонией упьюсь,
Над
вымыслом слезами обольюсь,
И может
быть на мой закат печальный
Блеснет
любовь улыбкою прощальной.
\"Элегия\"
(1830 г.)
Источники
поэзии Пушкина, его творческого
вдохновения -гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама
жизнь, во всей ее обыденности и
повседневности.
\"Как
истиный художник, Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были
равно исполнены поэзии.
Страница: [ 1 ] 2 3