Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение " Сочинение о войне на примере повестей зарубежных авторов"

Свободная тема "10 класс" - сочинение " Сочинение о войне на примере повестей зарубежных авторов"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Сейчас во многих странах, в том числе в России, поднялась новая волна углубленного интереса ко второй мировой войне и к периоду послевоенных лет. Книги «второй волны» военной темы отмечены, как правило, повышенным вниманием к нравственным и философско-нравственным вопросам. Их отличает также более откровенное, бесстрашное и более детализированное изображение тех трудных дней. Временная дистанция как бы снимается, подробности множатся и укрупняются. Это хорошо видно, например, в повести Курта Давида «Выжившая» (1972).

Повесть строится на сопоставлении того, что хотел написать о действиях и судьбе польско-немецкой партизанской группы некий немецкий писатель, и того, как все это происходило на самом деле. Писатель, герой повести, вместе с бывшей партизанкой группы — единственной, кто остался в живых, — через 26 лет после войны проходит по местам былых событий, переживая их заново, и тут открывается многое, что раньше оставалось скрытым. Было и раньше, например, известно, что партизанскую группу уничтожил карательный отряд, состоявший из польских жандармов. Но только теперь обнаруживается, что это были за люди, какого возраста, семейного положения, привычек, т. е. выясняются подробности, раньше казавшиеся неважными перед общим смыслом событий, но очень важные для того, кто хочет сегодня понять, что такое фашизм. Потребность знать о том времени все, не упустить ничего ни из событий, ни из психологических моментов — характерная черта «второй волны» книг о войне.

Особенно впечатляет глубиной и бесстрашными поисками правды роман Германа Канта «Остановка в пути» (1976). Герой романа Марк Нибур в чем-то схож с Вернером Хольтом из романа Дитера Нолля, с Руди Хагедорном из романа Макса Вальтера Шульца. Как и они, Марк совсем еще юн (ему 18 лет), как и они, попадает на фронт на исходе войны. Правда, уже не со школьной скамьи, а из типографии, где начал было работать наборщиком. Как и они, переживает он крах гитлеровского рейха и внушенных ему гитлеровцами представлений. Как и они, осознает в конце концов свою ответственность перед людьми.

Но роман Германа Канта отличается от тематически близких ему произведений 50—60-х гг. Тогда создавались книги о поколении; переоценка ценностей, выбор иной идеологической позиции, внутренняя эволюция героя — все это представало как часть судьбы поколения. В романе Канта речь идет о тех же процессах, о том же поколении, но акцент делается на личности, на процессе ее формирования и очеловечивания.

* Так формируется человек
* Когда говорит «да», когда говорит «нет»,
* Когда он бьет, когда бьют его,
* Когда он присоединяется к тем,
* Когда он присоединяется к этим.
* Так формируется человек, так он изменяет себя,
* Так является нам его образ,
* Когда он с нами схож и когда не схож.
* Перевод Е. Витковского

Этот эпиграф к роману, заимствованный Кантом у Б.Брехта, говорит о сложности процесса становления личности, о неоднозначности отношений человека с неоднозначной же окружающей действительностью.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz