Гончаров "Обломов" - сочинение "Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца"
Страница: 1 [ 2 ] 3азе Ольги — христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде — одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня — прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались.
Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.
Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» — вот назначение любви, по мнению Гончарова.
Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод.
Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца — идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца — это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак — идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих.
Страница: 1 [ 2 ] 3