Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе "

Аввакум "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" - сочинение "Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе "

Страница: [ 1 ]  2  3  4  

Впервые самый яркий и художественно достоверный образ старообрядца появляется в русской литературе после Раскола – это “Житие протопопа Аввакума” (1672-1676), соединившее в себе автобиографию главного героя и все каноны житийного жанра. Аввакум и его приверженцы убежденно считали Москву третьим, подлинно православный Римом. Они глубоко верили в то, что Русь сумела сохранить свою независимость только благодаря святоотеческой вере, и не соглашались искать образец в греческой земле, поскольку Византийская империя не смогла устоять против натиска внешних врагов. Лучшие из числа “ревнителей благочестия” опасались вторжения на Русь латинской ереси. Реформа Никона и царя Алексея Михайловича воспринималась ими как оскорбление чувства национального достоинства, как покушение на чистоту веры и культуры, национальную самобытность. Аввакум, которому с детства было присуще внушенное матерью глубокое религиозное чувство, выступал за выборность и широкую, многообъемлющую соборность, против обогащения церковной верхушки и патриаршего единовластия. Перу Аввакума принадлежит свыше 80 сочинений, причем подавляющая их часть приходится на два последние десятилетия его жизни, преимущественно на годы пустозерской ссылки. Его произведения – страстный отклик на текущие события: проповедь, беседа, поучение, обличение.

“Житие…” своей устремленностью к высшим, духовным ценностям и смыслам жизни напоминает жития святых, и, в то же время, это сложное, развернутое повествование с широким социальным фоном, большим количеством действующих лиц, с главным героем в центре. Оно было задумано как произведение полемическое и поучительное и создано в форме исповеди духовному старцу – иноку Епифанию. Аввакум широко использует библейские цитаты, образы, парафразы, предстает со страниц своей книги прекрасным знатоком Библии, но помимо Священного писания он оказывается не менее глубоким знатоком и Священного предания: свою жизнь он постоянно уподобляет апостольским деяниям, а в языке и стиле произведения возникает взаимодействие библейской и народно-бытовой образности.

Повествование от первого лица дало возможность Аввакуму создать одновременно религиозно-дидактическое произведение и психологический автопортрет. Герой предстает в самые контрастные моменты его жизни: среди толпы и в кругу семьи, с единомышленниками и врагами, в царском дворце в Москве и среди байкальских рыбаков, проповедующим в церкви и тянущим сани по льду Иргень-озера. Аввакум предстает перед читателями как чадолюбивый отец и заботливый супруг: семья занимает большое место в его сердце. Его жена, Анастасия Марковна, изображена как стойкая в Христовой вере и преданная мужу подруга жизни, разделившая с протопопом все нечеловеческие испытания, выпавшие на его долю. Во время пятинедельного перемещения по голому льду вслед за нартами с детьми и рухлядью она произносит слова, ставшие впоследствии хрестоматийными и выразившие всё величие души русской женщины: “Я пришол, – на меня, бедная, пеняет, говоря: “долго ли муки сея, протопоп, будет?” И я говорю: “Марковна, до самыя до смерти!” Она же вздохня, отвещала: “добро, Петрович, ино еще побредем”{1, с.


Страница: [ 1 ]  2  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz