Гончаров "Обломов" - сочинение "Общая характеристика романа И.А. Гончарова “Обломов”"
Страница: 1 [ 2 ]направление противопоставили «пушкинскому», имея в виду столь же условный образ Пушкина и понимая буквально его слова: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв». Вообще стихотворение «Поэт и толпа», из которого взяты эти строки, послужило источником недоразумений в идейных спорах эпохи И. С. Гончарова. Во многом надуманная, навязанная Пушкину антитеза «Аполлон Бельведерский — печной горшок» стала своего рода символическим выражением этих споров.
Несмотря на то, что сам Пушкин неоднократно в разных формах утверждал свой идеал поэзии, сочетающий в себе и мысль, и чувство, и нравственный заряд, и совершенство формы (так, чтобы ни один из этих элементов не выделялся чрезмерно и не подчинял себе другие; ср. в романе «Евгений Онегин»: «...Гончаров устами Обломова спорит с Пенкиным, «литератором от реального направления»: в Пенкине и подобных ему писателях «нет гуманитета», «уважения к человеку», «один только видимый грубый смех» (намек на Гоголя: в «Мертвых душах» — «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»; можно сказать, что Гоголь сам отнес бы себя к «гоголевскому» направлению). А в настоящей литературе «мысль оплодотворяется любовью», литература должна возвышать. Этим этико-эстетическим принципом Гончаров руководствовался при написании собственных произведений. Отношение к герою, исполненное «гуманитета», ощущается и на протяжении всего романа «Обломов».
Д. С. Мережковский в статье «Начала нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого» (1893) дает Гончарову характеристику, подобную той, которую сам Гончаров дал комедии Грибоедова «Горе от ума». Он пишет о том, что, несмотря на все бытовое правдоподобие созданных Гончаровым образов, они представляют собой самые общие типы, способные «возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного». Именно в этом Мережковский видит проявление символизма как художественного метода. Его мнение интересно именно потому, что он сам жил и творил уже в новую эпоху, ознаменованную прежде всего появлением символизма как литературного направления и как нового метода, получившего исключительное распространение и оказавшего огромное влияние на позднейшее искусство.
«Гончаров из всех наших писателей обладает вместе с Гоголем наибольшей способностью символизма... Способность философского обобщения характеров чрезвычайно сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как острие, живую художественную ткань романа и является в совершенной наготе... мечтательный Обломов и деятельный Штольц, — разве это не чистейший и, притом, непроизвольный, глубоко реальный символизм!..», — пишет Мережковский.
Страница: 1 [ 2 ]