Фонвизин "Недоросль" - сочинение "Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина"
Страница: 1 [ 2 ] 3зделял господствующие среди его класса идей, мысли и заблуждения, и постарался отразить их в своей комедии.
Однако снова обратим свое внимание непосредственно на добро и зло. Эти два понятия на протяжении уже не одной тысячи лет вызывают самые ожесточенные споры в среде философов, писателей, историков, моралистов, богословов, теологов и всех тех, кто интересовался смыслом этих двух слов. Сколько людей – столько и мнений, поэтому Фонвизин понимал и отображал в своей комедии “Недоросль” добро и зло со своей, индивидуальной точки зрения.
Рассуждая о добре и зле в произведении Фонвизина, нельзя не отметить тот факт, что эти два понятия за прошедшее время перестали быть равноценными в глазах современных читателей. Действительно, то, что представлялось злом на момент написания комедии, в настоящее время продолжает оставаться таковым. Однако представления о добре и счастье меняются у людей достаточно быстро, и нельзя сказать с уверенностью, будут ли современники считать добром то, что представлялось таковым Фонвизину.
Будучи великолепным сатириком, Фонвизин в своем произведении мастерски обличает крепостное право и нравы помещиков-крепостников того времени, в частности – Скотининых. В “Недоросле” нашему взору представляются настоящие “хозяева жизни” того времени, отличающиеся недалеким умом, жестокостью, бесчестием и подлостью. Примером такого глубокого невежества, блистательно осмеянного автором, стал неуч Митрофанушка, для которого главными интересами жизни стали обжорство и голубятни. Этот персонаж до сих пор не оставляет равнодушным читателей, а имя Митрофанушка уже стало нарицательным. Фонвизин также старается показать читателям, что такие люди, как Простаковы, наравне со Скотиниными, достойны только чувства глубочайшего презрения к своим персонам.
И тем не менее, значение комедии Фонвизина неравноценно для времени, в котором она была создана, и современности. Ведь на момент написания “Недоросля”, столь открытое осуждение действительности было настоящей дерзостью, и Фонфизин должен был обладать поистине смелым и решительным характером, чтобы позволить себе вслух говорить о подобных вещах. Но сегодня мы видим, что рабство стало расцениваться как зло совершенно спокойно, и это утверждение уже не требует доказательств, как раньше. Однако, это нисколько не умаляет значение “Недоросля” для русской литературы.
Доказательством того, что со временем меняется отношение людей к добру и злу, можно считать слова Стародума: “Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого”. И это притом, что еще две тысячи лет назад считалось: “Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное”.
Но здесь мы видим другую сторону комедии Фонвизина. Ведь в этом произведении действительно очень реалистичные образы Скотинина и Простаковой соседствуют с возвышенными образами Правдина, Милона и Софьи, которые во многом надуманны, и выражают скорее мечты и идеи автора, нежели действительность. И в самом деле, идея о том, что улучшения жизни можно добиться распределением государственных должностей не по знатности и богатству, а согласно личным заслугам человека, так и осталась нереализованной ни в одном государстве мира.
Страница: 1 [ 2 ] 3