Горький "Старуха Изергиль" - сочинение "Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького"
Страница: 1 [ 2 ]нив о союзе искусств, я, читая “Буревестник”, услышала в нем Пятую симфонию Бетховена. Ничто не страшно гордой птице: ни вьющиеся “стрелы молний”, ни гроза, извергающая шторм из своих пучин. Песни Горького — это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед, они показывают человеку, что лишь в движении, стремлении, преодолении гроз — жизнь. Все остальное — медленное умирание. Движением этим должна быть революция, но нельзя односторонне понимать “богостроителя”, “богоискателя”, а потом и иммигранта Горького! Революция должна произойти в сердцах, и целью ее может быть только добро. “Безумству храбрых поем мы песню!” — такими дерзновенными безумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, и Девушка, великой любовью своей победившая Смерть. “Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!” Такова концепция человека у Горького.
Человек творит подвиг, подвиг творит человека — именно это следует из произведений горьковского романтизма. “Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее” — это о девушках из “Старухи Изергиль”. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко.
Поистине чарующие языковые обороты, заставляющие воспринимать образы как фантастические: фантастически гордые и прекрасные — или же резко отрицательные. И сюда вторгается главный прием горьковского романтизма — антитеза. Сокол — Уж, Данко — Ларра, Буревестник — буря, Девушка — смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения — не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. И это идея горьковского человека подчеркивается афористичностью. Обилие метафор, сравнений, волнующие пейзажи, гиперболизирование — все это служит не только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то, и другое соединяется в точке “подвиг”: это подвиг писателя как действие, это подвиг как тема, как концепция создаваемого им героя. Через интенсивную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию.
Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвиг окажется безрассудством. Произведения
Горького зажигают наши сердца великой любовью к людям, и были герои, прошедшие военную непогодь с книжечкой Горького в кармане гимнастерки. Человеку нужно прекрасное — иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг — иначе поймет ли он, что сердце должно пылать? Человеку нужен Сокол — иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись на тюремных нарах своей судьбы...
Страница: 1 [ 2 ]