Лермонтов "Герой нашего времени" - сочинение "Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой на-шего времени".)"
Страница: 1 [ 2 ] 3?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следую-щую запись: "В продолжение двух дней мои дела ужасно про-двинулись". Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушниц-кому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не по-нимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не лю-бит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгает-ся в жизнь другого человека.
"Из чего же я хлопочу?" — спрашивает он себя и отвеча-ет: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!" Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окру-жающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в траге-дию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушниц-кого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой экспери-мент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Груш-ницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказы-вается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
"Княжна Мери" показывает нам истинную трагедию Григо-рия Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энер-гию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не тра-гично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Пе-чорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: "Как я не ис-кал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но стара-ния мои были напрасны".
Итак, в "Княжне Мери" нам раскрывается душа человечес-кая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — чело-век противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью го-ворит: "Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерза-вец. И то и другое будет ложно". И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтич-ность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, на-стоящий человек не бывает исключительно плохим или хоро-шим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в рома-не, так как позволяет читателю самостоятельно проследить раз-витие характера главного героя, узнать о формировании его на-туры, "себялюбивой и сухой", как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него "нравствен-ного калеку". Видно, что эта "болезнь" прогрессирует: изнуря-ющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овла-девает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. "Скучно", — заключает он.
Все основные вопросы романа — социальные, психологи-ческие и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу "Фаталист", где ге-рой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится по-нятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсут-ствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Страница: 1 [ 2 ] 3