Горький "На дне" - сочинение "Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького "На дне""
Страница: 1 [ 2 ]х сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся, слабые люди. “Ложь во спасение” - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот сможет начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Ему верят, потому что хотят поверить в существование иной правды, желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Стремясь защитить человека, Лука, вместе с тем, не верит в него, считает всех людей слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении.
Решение вопроса, что же надо предпринять, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно”, дает в своих речах Сатин, антагонист Луки.
Автор пьесы не идеализирует Сатина: как и другие босяки, он не способен ни к труду, ни к решительному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
Именно ему доверяет автор монолог, в котором декларируется право человека на личную свободу и достоинство: “Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!” Сатин верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. Ложь - удел слабых. А Лука уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы со злом и несправедливостью. Глубокий разрыв между мечтой и реальностью приводит к тому, что Актер, узнавший, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, покончил жизнь самоубийством. Вместо счастливой жизни в Сибири, Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
В отличие от Луки, Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — унижать его неверием в способность достичь своего счастья, искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни.
Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Если человек в сущности своей прекрасен, и только несправедливые социальные условия низводят его до жалкого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы изменить их и создать такой мир, в котором человек станет поистине свободным и совершенным. И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не боятся правды и не ищут спасения во лжи.
Страница: 1 [ 2 ]