Лермонтов "Герой нашего времени" - сочинение "Почему автор называет Печорина "героем времени"?"
Страница: 1 [ 2 ]ам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Судя по этим словам, Печорин — эгоист. Он заботится только о самом себе, никакие иные вопросы его не занимают.
Но Печорин не бессердечный эгоист, он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, Получив ее последнее письмо, Печорин, как безум-ный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Чернеца и помчался в Пя-тигорск. Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Чувства не совсем остыли в душе Печорина. Он посто-янно ищет самого себя в водовороте жизни, но не может найти. Так как он сам не понимает, куда девать свою душевную силу, он всю жизнь острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пус-тяках, дерется без надобности.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумался над во-просом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лер-монтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Герцен говорил: «Печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах ".
Страница: 1 [ 2 ]