Горький "На дне" - сочинение "Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького"
Страница: 1 [ 2 ]ует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.
И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость (“У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!”), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.
Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью, то в более позднем творчестве писателя все большее место отводится простым, обычным людям.
В пьесе “На дне” Горький ставит и пытается решить проблему: что есть человек и чего он достоин - горькой, жесткой и жестокой правды или сладкой, утешающей лжи - “мякиша для беззубых”?
Своей пьесой автор хотел напомнить человеку о его высоком предназначении.
Знакомя читателей с обитателями ночлежки, Горький рисует удручающую картину прозябания людей: бедность, страдания, одиночество, безысходность и бесперспективность их существования, которая особенно остро ощущается, когда они начинают говорить о своих мечтах. Васька Пепел и Наташа мечтают уехать в Сибирь и начать новую жизнь, Актер -вылечиться и опять вернуться на сцену, Анна надеется на успокоение после смерти, Настя уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”.
Предаваясь воспоминаниям и иллюзиям, живя ими, эти слабые люди не хотят видеть правды о себе, боятся ее признать; они ищут опору в уходе от жестокой реальности. Сатин хорошо говорит об этом: “Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею...”
Чтобы увидеть свое положение, объективно оценив его и поняв, как оно ужасно и ничтожно, необходимо иметь смелость, силу и мужество.
Появление странника Луки в ночлежке открывает читателям иллюзорность надежд, которыми тешат себя “слабые” обитатели ночлежки. Он поддерживает каждого в его мечтаниях, пытается перенести их в реальный мир: “Во что веришь, то и есть...” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит была она!” - говорит Лука плачущей Насте. А утешая умирающую Анну, Лука говорит: “Смерть, что мать для малых детей”.
Хотелось бы отметить неоднозначность образа Луки. Ведь он не только сеет иллюзии, он совершает деятельное добро, приютив однажды двух беглых каторжников.
Странник понравился и Анне, и Насте, и Наташе, и Актеру, да и Сатин о нем хорошо отзывался; но можно ли считать Луку сильным? Не знаю. “Он врал из жалости к вам”, - говорит о нем Сатин. Но будет ли сильный врать из жалости? Свободный человек будет творить правду, то есть жить по правде, и, прежде всего, будет изменяться сам, стремясь соответствовать этой правде. И, изменяясь, будет стремиться соответствовать этой правде, освобождаясь от зависимости: “Кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев...”, - восклицает Сатин. И он, пожалуй, ближе всех стоит на пути становления сильной личности.
Страница: 1 [ 2 ]