Горький "На дне" - сочинение " ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО"
Страница: 1 [ 2 ] 3упорно,
мучительно, честным трудом старается
выбиться со "дна". Татарина Асана
отличает честность, Наташу - душевная
чистота и нежность. И только Бубнов и
Барон - предел падения человеческой
личности. Они не проявляют каких бы то
ни было стремлений изменить свою жизнь.
Бубнов ко всему равнодушен, он не любит
людей и ни во что не верит. А Барона
паразитическое существование привело к
полному моральному разложению.
Пестрая галерея персонажей пьесы -
это жертвы капиталистического порядка.
Даже здесь, на самом дне жизни,
обессиленные и обездоленные вконец, они
служат объектом эксплуатации, даже здесь
хозяева, мещане-собственники, не
останавливаются ни перед каким
преступлением и пытаются выжать из них
несколько грошей.
Судьбы всех этих людей и самое
существование "дна" доказывает
неправомерность капиталистического строя
и служит разоблачением и грозным
обвинением буржуазного мира.
С большой разоблачающей силой
Горький обрушился на буржуазную
философию утешительной лжи. Лука считает
всех людей ничтожными, жалкими, слабыми,
не способными к активной борьбе за свои
права и нуждающимися в соболезновании и
утешении. Лука - сеятель иллюзий,
утешительных сказок, за которые жадно
хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь
во спасение" - вот принцип, которому
следует Лука. Ваське Пеплу он внушает
мысль о поездке в Сибирь, где тот может
начать новую, честную жизнь; Актеру
обещает назвать город, где вылечивают от
алкоголизма в роскошной лечебнице;
умиррающую Анну успокаивает надеждой,
что за свои нестерпимые муки на земле
она после смерти обретет покой и вечное
блаженство на небе.
Утешающая ложь Луки встречает
сочувствие у ночлежников. Ему верят, так
как хотят поверить в существование иной
правды, так как страстно желают
вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Горький в одном интервью в 1903г.
так высказался об основном вопросе,
поставленном в пьесе: "Основной вопрос,
который я хотел поставить, это - что
лучше, истина или сострадание? Что
нужнее? Нужно ли доводить сострадание до
того, чтобы пользоваться ложью, как
Лука?"
Утешители ненавистны Горькому, и в
образе Луки писатель разоблачил их
несостоятельность.
Решение вопроса, что же надо делать,
чтобы изменить жизнь и уничтожить "дно"
дает в своих речах Сатин, образ которого
полнее оттеняет вредность утешительных
проповедей Луки.
Горький не идеализирует этот образ:
как и другие босяки, Сатин не способен
ни к общественно-полезному труду, ни
к революционному действию, он заражен
анархическими настроениями. В нем немало
пороков, привитых ему ночлежкой: он
пьяница и шулер, подчас жесток и
циничен, но все-таки от других босяков
его отличает ум, относительная
образованность и широта натуры.
В ночлежке раздаются знаменитые
слова Сатина, заявляющие о праве
"человека на личную свободу и
человеческое достоинство": "Все - в
человеке, все для человека! Существует
только человек, все же остальное - дело
его рук и его мозга! Чело-век! Это -
великолепно! Это звучит.
Страница: 1 [ 2 ] 3