Островский "Гроза" - сочинение "Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Островского «Гроза»)"
Страница: 1 [ 2 ]хона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но в отличие от жены Тихону это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают чувства Катерины, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те представления о грехе и добродетели, которые были для нее священными.
Религиозность Катерины — это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.
В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую героиня воспринимает как «грозу Господню», «сумасшедшая барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «гиену огненную», — все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это дало бы Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами». Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства».
Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправлялся ее возлюбленный Борис Григорьевич. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановой и Дикого. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь.
Путь к вольной жизни для Катерины был закрыт, а домой идти она не желала, потому что «что домой, что в могилу». Иного пути как самоубийство она не видела. Да, наверное, трудно было бы найти выход при тех нравах, что царили в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы — Анна Каренина.
Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак. В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».
Образ Катерины справедливо принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.
Страница: 1 [ 2 ]