Островский "Гроза" - сочинение "Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»"
Страница: 1 [ 2 ] 3Н. Островский, обладающий непревзойденным талантом драматурга и тонко разбирающийся в психологии людей, очень ярко рисует образы этих персонажей. Их жестокость и деспотизм наиболее точно отражаются в отношениях с членами собственных семей.
Невежественный самодур Дикой, упрямый и необузданный, является настоящим деспотом в своей семье. Его родные, страшась гнева хозяина, целыми днями сидят на чердаках и в чуланах. Ведь именно на них он срывает свою злость, если кто-то его обидит или посмеет пойти против его воли. Страдает от деспотизма Дикого и племянник Борис, который «достался ему на жертву» и на котором он постоянно «ездит». Точно так же изматывает своих детей Кабаниха, тиранит их своей неумолимой жестокостью. Всеми своими словами и действиями она л ежеминутно старается подавить в домашних чувство свободы, вытравить из них человеческое достоинство, сделать их своими безмолвными рабами. Она не приемлет новых обычаев, ей неизвестна и потому неприятна искренность в проявлении чувств. Тяготение молодежи к «воле» злит ее и делает еще более жестокой.
Страдают от «хозяев города» и все окружающие. Дикой постоянно обсчитывает рабочих, «ни одного из них путем не разочтет», издевается над ними, куражится. Попытки же горожан возмутиться такой несправедливостью только еще больше раздражают его. Дикого злят просьбы работников выплатить им заработанные деньги: «Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают, — жалуется он Кабанихе.
* …Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю… Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…»
Эти слова как нельзя лучше характеризуют Дикого, для которого жажда наживы, стяжательство превыше всего.
Деньги — вот единственный идеал этого купца. «Бешеные» деньги дают ему безграничную власть над обывателями, а сознание этой власти все больше и больше распаляет его жестокость, грубость, делает его еще более безжалостным и диким. Власть денег, а также несгибаемая вера в старые традиции делают жестокой и своенравной и Кабаниху, которая ни в ком не хочет видеть ни малейшего стремления к новому, к свободе и независимости. Кабанова — приверженца патриархальных взглядов и нравов. Однако ее невежественность, ограниченность извращают само понимание Кабанихой патриархальности. Она становится воплощением всего самого худшего, мертвого в старом патриархальном мире. Она насаждает и узаконивает неволю, точит человека «как ржа железо». Она начисто лишена ощущения меры и чувства прекрасного. В ней чувствуется, по словам Гончарова, «отсутствие всякой человечности». Даже чувство долга, которое само по себе прекрасно, у Кабановой дико извращено. Для нее это лишь дань старине, выражение заведенного церемониала и благочестия. А ее религиозный фанатизм каким-то образом сочетается с ханжеством, лицемерием и держится на страхе. Примечательно, что лицемерная и изворотливая Кабаниха все свои действия, все свои поступки оправдывает именно своей религиозностью, на самом деле ложной, и верностью старым порядкам.
Страница: 1 [ 2 ] 3