Островский "Гроза" - сочинение "Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)"
Страница: 1 [ 2 ] 3дом. Лариса — младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.
Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из “цыганского табора”. Но противоречивость эта лежит в основе характера героини.
Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем “идеал мужчины”, человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое отношение. С одной стороны, он презирает “цыганский табор” в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею.
Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней “волюшке” перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.
Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. “Ох, нет...— говорит она сквозь слезы, заглянув под обрыв.— Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! ...Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая и несчастная”.
Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини.
Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Создав социально-бытовую трагедию, Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, которые нашел в первых своих комедиях, но разработал их дальше блестяще. Драматург показал сильные характеры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягаемую высоту.
Страница: 1 [ 2 ] 3