Островский "Гроза" - сочинение "Душевная драма Катерины"
Страница: 1 [ 2 ]а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.
С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки", для народной героини - нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном
чувстве.
Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: "В омутлучше с красотой... Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.
Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис - заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.
Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о "могилушке" под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.
В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.
Страница: 1 [ 2 ]