Островский "Гроза" - сочинение "Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. "Гроза".)"
Страница: 1 [ 2 ]сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Тем не менее в отличие от грозы любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: "... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островского: "Пьеса Троза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкийжонец самодурства..."
В это верил и сам драматург, и его современники.
Преодолевая оскорбительную брань реакционной критики, притеснения царской цензуры, недоброжелательное отношение дирекции императорских театров, Островский с самых первых пьес и до конца своего творческого пути был демократическим драматургом-новатором, отстаивавшим теоретически и практически принципы критического реализма.
По его мнению, "реализм... есть не более не менее, как настоящее творчество, связанное с широкими обобщениями, с глубокой типизацией. Писатель, отображая действительность, утверждает положительные типы как "высшее выражение" современной ему жизни или обличает в ней отрицательное, узкоэгоистическое.
Разъясняя в 1850 году В. И. Назимову, попечителю Московского учебного округа, цель комедии "Свои люди — сочтемся!", драматург писал: "Мне хотелось-, чтоб именем Подхалюзи-на публика клеймила порок точно так же, как клеймит она именем Гарпагона, Тартюфа, Недоросля, Хлестакова и других".
Защищая реализм, Островский всегда критиковал натурализм. Его персонажи, как правило, отличаются глубиной и широтой обобщения. На это обратил внимание еще Добролюбов: Типы комедий Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные черты".
Страница: 1 [ 2 ]