Островский "Гроза" - сочинение "АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>."
Страница: 1 2 [ 3 ]гу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант - духовный, духовная борьба Катерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой - гибелью.В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия - это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если социальный конфликт, то это драма.Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях - внешнем и внутреннем.Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе (Кабаниха говорит, что надо быть готовой к смерти, Дикой - что невозможно и грешно противостоять молнии, Кулигин несет с собой запоздалый безбожный процесс механизации и предлагает спасаться от грозы;а Катерина безумно ее боится, что показывает ее духовное смятение).Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины.В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех - самоубийство. Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир от начинающего отделяться элемента.Авторская позиция выражается частично в монологах Кулиги-на, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.Авторская позиция в пьесе выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.
Страница: 1 2 [ 3 ]