Островский "Гроза" - сочинение "Слабые и сильные характеры в драме Гроза"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4адо служить честно, "не требуя ни мест, ни повышенья в чин". Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как "дядюшка Максим Петрович", потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о "подлейших чертах прошедшего житья" и самодура - Савела Прокофьевича Дикого. "Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался...". Дикой - самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Чем более Дикой богатеет, тем бесцеремоннее он становится. Но сильный материально, Савел Прокофьевич слаб духовно. Он может иногда и спасовать перед тем, кто сильнее его по характеру. Марфе Игнатьевне Кабановой это, например, удается легко: она, равно как и Кудряш, прекрасно видит корень внутренней слабости самодурства Дикого: "А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами, вот что". Почему же неуправляем Дикой для местного механика-самоучки Кулигина, для своего племянника Бориса, почему эти просвещенные и умные люди бессильны перед произволом купца-самодура? Конечно, немаловажную роль тут играют бесправие того и другого. Вспомним кулигинское: "Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю". Но у Кудряша миллиона нет, а тем не менее Дикого он ставит на место, да и Кабаниха "разговаривает" его отнюдь не миллионами. Кулигин и Борис внешне зажаты, надломлены старыми порядками. Но это не мешает им стремиться к свободе, получать знания. Все эти люди, так хорошо показанные автором в "Грозе", разделены по своим жизненным принципам на два лагеря. Борьба между ними постепенно обостряется, но силы еще слишком неравны. Лишь отдельные "лучи" в образе Катерины, Кудряша врываются в "темное царство" Кабанихи и Дикого. Однако этих "лучей" становится все больше и больше, молодость все чаще заявляет о себе, и скоро, чувствуется, будут повержены старые законы домостроя, а на их место встанут законы света и доброты.сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с "московскими" невозможно.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4