Толстой "Война и мир" - сочинение "Шенграбен, Аустерлиц и Бородино в жизни Андрея Болконского"
Страница: 1 [ 2 ] 3тым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.)
Здесь можно обозначить зарождение еще одной темы, важной для писателя, — темы народа и отношения к народу главных героев.
Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А, по Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением с ним.
Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо — важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц — вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”, разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: “Он узнал, что это был Наполеон — его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.
Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.
И Шенграбен, и Аустерлиц оказали большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогли определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустер-лицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.
Но, безусловно, кульминационным моментом в жизни Андрея Болконского стало Бородинское сражение. Князь Андрей получает смертельное ранение, но успевает постичь, почувствовать главное — свое единение с народом: “Боюсь, что я не гожусь больше для штабов. А главное, я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили”.
Страница: 1 [ 2 ] 3