Толстой "Война и мир" - сочинение "СУЩНОСТЬ ЕЕ ЖИЗНИ - ЛЮБОВЬ"
Страница: 1 2 [ 3 ]тсутствуют перегородки лжи и
отчужденности между людьми. Таков
толстовский идеал “мира”.
Дети, как и
Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи,
которая “пополнела и поширела, так что
трудно было узнать в этой сильной матери
прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты
лица ее определились и имели выражение
спокойной мягкости и ясности. В ее лице не
было, как прежде, этого непрестанного
горевшего огня оживления, составлявшего ее
прелесть. Теперь часто видно было одно ее
лицо и тело, а души вовсе не было видно.
Видна была одна сильная, красивая и
плодовитая самка”. Таков художественный
ответ Толстого на требования женской
эмансипации. Эмансипация, по мысли писателя,
конечно, возможна — достаточно
эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен
Курагина, Жюли Карагина — но счастливой
женщину она не сделает никогда.
Образ
Наташи в эпилоге романа вызвал споры
современников Толстого. Поэт А.А. Фет писал
о Ростовой: “Мы поняли... что ее не тянет
петь, а тянет ревновать и напряженно
кормить детей. Поняли, что ей не нужно
обдумывать пояса, ленты и колечки локонов.
Все это не вредит целому представлению о ее
духовной красоте. Но зачем было напирать на
то, что она стала неряха? Это может быть в
действительности, но это нестерпимый
натурализм в искусстве...” Не согласился с
эпилогом романа И.С. Тургенев, упрекавший
Толстого: “Отчего это у него непременно все
хорошие женщины не только самки — даже дуры?
И почему он старается уверить читателя, что
коли женщина умна и развита, то непременно
фразерша и лгунья?”
Представление
Льва Толстого о “женщине в собственном
смысле” могут быть, разумеется, оспорены,
но именно в наше сложное время, когда часто
распадаются семьи и утрачиваются многие
нравственные ориентиры, к мнению великого
художника стоит внимательно прислушаться.
Страница: 1 2 [ 3 ]