Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Сатиричность изображения фамусовского общества"
Страница: 1 2 [ 3 ]ранители сплетен, мракобесы, гонители просвещения.
Люди фамусовского круга — корыстолюбцы, эгоисты — проводят свое время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях, злоязычии. Как справедливо говорит Герцен, автор видел собственными глазами эти «призраки сановников в отставке, прикрывающие орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия, и вокруг этих «покойников, которых забыли похоронить», целый мир клиентов, интриганов, тунеядцев, ведущих жизнь, преисполненную формализма, этикета и лишенную всякого общественного интереса» . В современной критике «Горя от ума» наметилась попытка принизить дом Фамусова до «закоулка Москвы» и в связи с этим переоценка тех постановок комедии, в которых дом Фамусова изображают подобным вельможному особняку с колонным залом и сверкающими люстрами.
Конечно, быт вельможной Москвы не соответствовал ни чину, ни званию, ни должностному положению Фамусова, однако дом его и не закоулок, и ставить положение Фамусова ниже положения Фомы Фомича, «начальника отделения» какого-то ведомства, значит необоснованно превращать его из барина в мелкого чиновника. Дом Фамусова по рангу своему в московском дворянском обществе можно было бы сравнить с домом Ростовых в «Войне и мире» Л. Толстого, которые тоже были не очень вхожи в вельможный мир. Да и общественная драма Чацкого резко бы снизилась, имей он своим антиподом не представителя барской Москвы,а лишь ее закоулка. Он и сам восклицает: «Вон из Москвы…», тем самым, связывая фамусовщину с Москвой в целом.
Страница: 1 2 [ 3 ]