Толстой "Война и мир" - сочинение "Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого "Война и мир""
Страница: 1 [ 2 ] 3тся с
описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не
сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, — психологический комментарий автора здесь очень
выразителен». И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так
же встретили и Ростовых». И «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели». «Но
невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе» и вспомнила, «может быть, все свое золотое невозвратное
девичье время и свой первый бал». Толстой снова выделяет Наташу, чувства которой понятны другим людям.
Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыгравших или игравших в
будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не
узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и
«всякий раз отворачивался». А когда «адъютант-распорядитель» и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно
вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует.
Благодаря мастерству Толстого-писателя, мы видим фальшь светского общества во время бала. Автор отмечает, что при
появлении государя воспитанные люди, принадлежавшие к высшему свету, забывают о правилах хорошего тона. «Какой-то
молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими
совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед». Эту картину можно сравнить со сценой
на площади в Кремле, когда огромная толпа народа собралась посмотреть, как «царь-батюшка» проходит «из дворца в
Успенский собор», ведь недаром Толстой говорит: «Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая
направо и налево, так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара».
Необходимо обратить внимание на то, что на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и
Наташа, через которую в данном случае Толстой выражает свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — «шут
гороховый», а князь Андрей — грубиян, который «с дамами обращаться не умеет». В то же время Наташа с радостью смотрит на
знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об «очень хорошем». А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который «с
Сперанским какие-то проекты пишет», но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в «трепещущей» Наташе
огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.
Когда князь Андрей танцевал с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напомнил ей об их встрече в
Отрадном.
Страница: 1 [ 2 ] 3