Толстой "Война и мир" - сочинение "Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого Война и Мир"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!" Она права-так оно и было. Она права, когда говорит: "Таких, как он, храбрецов и сынов отечества немного..." Она, как и всякая мать, отлично видит все хорошее в своем сыне и не видит, не хочет и не может видеть его холодной жестокости. Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит ее, что она одна хочет видеть в нем "высокую, небесную душу"? Но где же он настоящий - с матерью или со всеми остальными? Еще раз в его наглых светлых глазах мелькнет человеческое - на детском бале у Иогеля, когда эти глаза будут с нежностью следить за танцующей Соней. Он сам расскажет Николаю Ростову, что мало кого любит, не верит людям, презирает женщин и дорожит жизнью только потому, что еще надеется "встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило" его. Но нет ему счастья: Соня любит другого. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи. "Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони". Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность - складывать свои годы и Сонины. Но он способен. И как ни неприятен нам Долохов в сцене своего выигрыша, мы все-таки с недоумением жалеем его. И в третий раз Долохов удивит нас перед Бородинской битвой, когда, встретясь с Пьером, он неожиданно для нас с серьезным достоинством попросит у него прощенья. Только трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого. Но этого довольно, чтобы понять: этот одинокий, злой человек мог бы быть другим. У него есть идеал: прекрасные, преданные женщины-такие, как мать, Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности свою мелкую вражду - как сам он перед Бородинской битвой. Он хочет, чтобы жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и несправедлива. И потому Долохов тоже жесток и несправедлив. Можем ли мы оправдать его? Бесспорно, нет. Он ищет себя, этот сильный, и страстный, и деятельный человек - но ведь Пьер и князь Андрей тоже ищут себя и находят свой путь не в злости, и цинизме, а, наоборот, в служении добру и справедливости. Жестокость не может быть оправдана ничем - и те редкие минуты, когда в Долохове просыпается человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы смотрим на его обычное холодное самоутверждение. Есть ли надежда, что он изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но так хочется надеяться...
Страница: 1 2 3 [ 4 ]