Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Чацкий и фамусовское общество "
Страница: 1 [ 2 ]ринимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.
Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского, слепого под-ражанья". Он призывает сильных душой людей "словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой". Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются "гласно объявлять" свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя "мечтателями, опасными", сумасшедшими.
Причиной "сумасшествия" Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев..."
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!".
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей" — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:"-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист".
Белинский считал "Горе от ума" энергичным протестом против "гнусной расейской действительности". Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.
Страница: 1 [ 2 ]