Толстой "Война и мир" - сочинение "Нравственный идеал Л. Н. Толстого и его художественное воплощение в романе "Война и мир""
Страница: 1 [ 2 ]олдата. Именно это духовное единение во время сражения позволило Толстому утверждать, что русская армия одержала на Бородинском поле победу нравственную, ту, “которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”. Испытав духовное единение с народом, Пьер стремится приблизиться к нему, он решает: “Солдатом быть, просто солдатом!” Андрей Болконский после Бородинского сражения и смертельного ранения поднимается до понимания смысла христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которую я не понимал... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели я был жив”. Идея христианской любви лежит в основе образа Платона Каратаева. Автор пишет: “Он любил и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком”. Общение с Платоном Каратаевым научило Пьера ценить простоту и естественность народной жизни. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь. В отличие от Платона Каратаева, личность которого растворилась в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится “соединить в душе своей значение всего”, и это помогает ему обрести гармонию с миром.
Гармонию обретает и Наташа в своей близости к русскому народу, она любит народные песни, обычаи, музыку. Подчеркивая духовную связь героини с народом, Толстой пишет, что она “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”. Богатство внутреннего мира любимых Толстым своих героев он связывает с их отношением к родной природе. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа пыталась передать ему “то страстно-поэтическое ощущение”, которое она испытывала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. “Это такая прелесть был этот старик, — говорит Наташа, — и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказывать”. Духовная красота, чувство гармонии с миром являются результатом постоянного внутреннего развития этих людей. Автор стремится показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести “сам психический процесс” их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливаются различные впечатления, которые затем приводят к резким изменениям в их духовном развитии.
Интересно, что никто из нравственно чуждых Толстому персонажей не показан в развитии. Внутренний мир этих людей очень беден, и автор не считает нужным его воспроизводить. Таким образом, для Толстого нравственная ценность человека обусловлена его способностью к большой духовной жизни.
Страница: 1 [ 2 ]