Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”"
Страница: 1 [ 2 ] 3оя
есть свой ответ, почти каждый толкует об уме
(Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и
ветру на уме”; Софья: “Остер, умен,
красноречив, / Ах, если любит кто кого, /
Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.)”
но это высказывания разного ряда. У каждого
героя свое представление об уме, которое он
обосновывает по ходу появления в пьесе,
поэтому комедия вовсе не сводится к четкому
разграничению представителей высшего
света и Чацкого на предмет выявления ума.
Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова,
поэтому нет в ней и победителя. “Комедия
дает Чацкому только “мильон терзаний” и
оставляет,
по-видимому, в том же положении Фамусова и
его братию, в каком они были, ничего не
говоря о последствиях борьбы”. Чацкий
отличается от окружающих не тем, что он
умнее, а тем, что он человечнее,
чувствительнее (“чувствителен, и весел, и
остер”, как говорит Лиза). Для Чацкого
существуют две взаимоисключающие
категории: ум и чувство (он говорит Софье,
что у него “ум с сердцем не в ладу”;
описывая Молчалина, он снова
разграничивает эти понятия: “Пускай в
Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть
ли в нем та
страсть? то чувство? пылкость та?..” Чувство
на поверку оказывается выше ума светского,
изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит:
“Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, /
Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т.
е. он убегает не для того, чтобы защитить
свой одинокий ум, а чтобы забыть об
оскорблениях, нанесенных его чувству).
Любовная драма как бы становится
выражением идейного одиночества героя. “Личное
его горе произошло не от одного ума, а более
от других причин, где ум его играл
страдательную
роль, и это подало Пушкину повод отказать
ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в
том, что его ум резко отличается от ума,
признанного в свете, а чувством (“У него
есть и сердце, и притом он безукоризненно
честен”), как говорит И. А. Гончаров в статье
“Мильон терзаний”, он все-таки привязан к
тому обществу, где вращается, завися в какой-то
мере от мнений света.
Название
пьесы А. Грибоедова “Горе от ума” содержит
в себе необычайно важный вопрос: а что такое
ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на
этот вопрос писатель не дает, и уже в этом
обнаруживается переосмысление традиций
классицизма. Назвав “умным” Чацкого, А.
Грибоедов перевернул все с ног на голову,
осмеяв старое понимание такого качества в
человеке, как ум. А. Грибоедов показал
человека, полного просветительского пафоса,
постоянно наталкивающегося на нежелание
понимать его, что проистекало именно
из-за
традиционного понятия “благоразумия”,
которое в “Горе от ума” связывается с
определенной социальной и политической
программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с
названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а
к Чацким — смешным и одиноким (“один умный
человек на 25 глупцов”), резонерством
стремящихся изменить неподвластный
быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал
нетрадиционную для
своего времени комедию. Он обогатил и
психологически переосмыслил характеры
героев и привнес в текст новые, непривычные
для комедии классицизма проблемы.
Страница: 1 [ 2 ] 3