Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "Роль пейзажа XI главы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""
Страница: 1 [ 2 ] 3тень, без конца тянувшаяся через неподвижные поля", "солнце, скрывшееся за небольшую осиновую рощу", могут быть осмыслены не только как описание захода солнца, но и как метафора "заката" жизни самого героя. Но в переживаниях Николая Петровича, как ни странно, нет ни тени трагизма, но есть некая гармония и умиротворенность. Какие изумительные эпитеты подбирает автор для описания вечерней природы: "запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени". Тургенев, как и Фет, использует здесь прием психологического параллелизма: вечер в природе и "вечер" в жизни Николая Петровича. И, несмотря на преклонный, мудрый возраст героя, этот "старичок" мечтает, словно маленький мальчик. Образ Николая Петровича овеян такой авторской любовью, какой не чувствуется по отношению ни к одному герою романа. И, нигде более во всем романе не сможем мы найти более живописного эпизода. Пейзаж XI главы дан автором для того, чтобы в полной мере показать нам чуткую натуру героя, полную сострадания, сочувствия ко всему и ко всем.
В мечтах Николаю Петровичу является его жена Маша, является "молодою девушкой с тонким станом, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детской шейкой". Однако в этом портрете можно увидеть черты юной Фенечки. Николай Петрович будто находится на распутье: с одной стороны, его манят "окна дома", где его ждет Фенечка, с другой - его не отпускает сад, то есть связанные с ним прошлое и воспоминания о Маше. "Ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить её теплоту и дыхание, и ему уже чудилось, как будто над ним…"
И в этот миг голос Фенечки прерывает его мечтания, "вырывает" из волшебного мира прошлого. В этот момент Николай Петрович понимает, что Фенечка - его настоящее и будущее. Появляется Фенечка явно не вовремя: Николай Петрович еще не хочет покидать прекрасный мир, в который погружен. Но здесь есть одна, на мой взгляд, значимая деталь. Ведь герой и не уходит с Фенечкой из сада, он остается, следовательно, не отказывается от прошлого, не хочет его забывать.
И все же голос Фенечки "принес" настоящее, вернув замечтавшегося героя на землю. Он пробудился от сладкого сна и "с изумлением заметил, что ночь успела наступить…".
Действительно, перед нами уже ночь, звездная, тихая, а ведь в начале главы был изображен вечер. Тургеневский пейзаж не статичен, он передает ход времени. Благодаря переплетению "человеческого" и "природного" планов повествования, вместе с движением времени в природе происходит и движение во внутреннем мире Николая Петровича. Младший из братьев Кирсановых входит в сад вечером, после "вечернего чая", он думает о своем разъединении с сыном, затем, оглядывая сад, он невольно погружается в свои грезы: именно в этот момент Николай Петрович находится словно вне времени, где-то там, в мире, "возникшем из туманных волн прошлого"; ивот звучит голос Фенечки.
Страница: 1 [ 2 ] 3