Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети""
Страница: 1 [ 2 ]и детей" - отношение к
искусству и природе. В этом вопросе автор не разделяет мнения своего героя. Оно остается на стороне оппонента, который благословляет и прославляет искусство,
Базаров же не понимает и не любит Пушкина, не восхищается живописью:"Рафаэль гроша
ломаного не стоит", отрицает значимость искусства вообще. К природе он подводит
сугубо материалистически: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник".
В спорах с Павлом Петровичем раскрываются зрелость ума и глубина суждений Базарова, его честность и непримиримость. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, потверждением этому является их дуэль.
На чьей стороне автор? По возрасту, характеру, образу жизни Тургенев был "отцом", но
будучи либералом по убеждениям, он утверждал: "Вся моя повесть направлена
против дворянства как передового класса". И все же герой в конце романа умирает. В
предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо
смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не
встретив единомышленников или "родственных элементов", Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал "фигуру сумрачную, дикую,... сильную..., - и все-таки обреченную на погибель потому, что она все-таки стоит еще с преддверии будущего". Споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение, они раскрывают основную мысль романа. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, они показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, вечное движение к прогрессу.
Страница: 1 [ 2 ]