Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)"
Страница: 1 [ 2 ]нка, которую он наблюдал в доме
Фамусова: «Французик из Бордо», окруженный толпой гостей, рассказывает, с каким ужасом он собирался в Россию, но,
приехав в Москву, почувствовал себя, как в своем отечестве. Чацкий призывает к укреплению русской культуры. Его волнуют
вопросы искусства, науки, воспитания, ведь воспитание в дворянских семьях не связано сродной почвой, оно поверхностно и
прививает молодому дворянскому поколению самые дурные понятия. Александр Андреевич – страстный защитник «века
нынешнего». Он осуждает «век минувший», т.е. век раболепия, покорности. Подчеркивая, что «подлейшие черты» еще живут в
сознании людей, поддерживающих существование порядка. Эти «черты» живут и в сознании Молчалина. Ведь взгляды, образ
жизни, порядки, законы «века минувшего» - это его законы, взг!
ляды и образ жизни. По возрасту он близок к Чацкому, а по духу к Фамусову и его гостям.
Низость его натуры ярко проявляется в его отношениях с Софьей; он притворяется влюбленным в нее только по тому, что это
может пригодиться ему для карьеры, обманывает ее, в минуты откровенности признается Лизе, что любит Софью «по
должности». Молчалин очень боится, как бы Фамусов, узнав о его тайных свиданиях с Софьей, не прогнал его. Уличенный в
подлости, он умоляет Софью о прощении не потому, что раскаивается в своей вине, а боясь гнева Фамусова.
Понять, насколько отлично друг от друга эти два героя комедии, нам помогает язык персонажей. И говорят они совсем
непохоже. Речь Чацкого образна, эмоциональна. Обличительная интонация звучит в его высказываниях.
Молчалин же выражается кратко, сдержанно, особенно в разговоре с теми, от кого зависит. Его речь – это речь лакея,
стремящегося стать вельможей. И очень горько осознавать, что ведь может он стать вельможей, может добиться своего. И что
идет он проторенным путем, каким шли десятки, сотни других людей до него, стремясь к своей цели. А Чацкий пока одинок,
общество его отвергает, много неприятностей он всем доставляет, он вынужден вновь уехать. Хочется верить, что наступит
время Чацкого, победит «век нынешний», восторжествует добро, свобода, честь.
Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не
случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно
случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на
каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала; что победа
останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.
Страница: 1 [ 2 ]